| |||||||||
|
| ||||||||
Детство военных лет...
Дети военной поры
Посвящается учителям Ропшинской школы
Детство – это огромный край, откуда приходит каждый. «Откуда я родом? Я родом из моего детства» - с этим высказыванием Сент-Экзюпери могут согласиться и дети военного времени. Посягая на их детские души, война не в силах была завоевать их. Возникло жгучее желание воскресить голос прошлого, рассказать о тех, кто на себе испытал весь трагизм войны, протянуть ниточки их судеб к сегодняшней жизни. Это рассказ о тех, кто ежедневно открывал нам мир новых знаний, отдавал частичку самого себя, это рассказ о наших учителях.
Васина Лилия Мироновна
Я материнских глаз не позабыла Они светились, радовались так, Как будто дали ей не кубик мыла, А самородок золота с кулак. Тогда впервые за четыре года Мне снова пахло тёплым молоком И белым хлебом, и тягучим мёдом, И васильками, живым отцом.
Пятилетней девочкой встретила День Победы Васина Лилия Мироновна. В её памяти этот день остался одним из самых ярких и одновременно грустных воспоминаний: «стою около дома, издалека вижу – идёт моя мама, удивительно нарядная, красивая. Я бегу ей навстречу и вижу – по лицу у неё бегут слёзы. В день, когда наступила долгожданная победа, в военкомате маме подтвердили гибель папы». Горечь невосполнимой утраты, и радость, что на земле наступил долгожданный мир, Лилия Мироновна пронесла через всю свою жизнь. Ей, тогда совсем маленькой девочке, война оставила свои, отнюдь не детские воспоминания: разрушенный бомбёжкой Дом Красной Армии, стоявшие рядом с их домом страшные немецкие танки, постоянное чувство голода и дети-бродяжки, побирающиеся в поисках чего-нибудь съестного. Детская память, она так избирательна, это она сохранила ещё один эпизод из той военной поры. А случилось следующее: говорило радио, и маленькая девочка садилась поближе к приёмнику и с упоением слушала легенду о «полётах Дедала и Икара». Как знать, может, именно в эти минуты и зародилась у Лилии Мироновны любовь к литературе. Интерес к ней был так глубок и эмоционален, что, окончив школу, Лилия Мироновна не сомневалась, куда идти учиться. Педагогический институт, филологическое отделение, а дальше школа, 50 лет. Любовь к литературе, нестандартное представление обо всем, что происходит, давали возможность её ученикам по-особому влюбляться в страну литературию. Сейчас Лилия Мироновна на пенсии, но она не ушла из школы, потому что этот мир ей очень дорог. Взяла на обучение ребят, которым необходима индивидуальная помощь. Исакова Галина Ивановна
Все эти страхи, все эти слёзы Все эти чёрные дни Все эти люди, все эти грёзы – Были когда-то они.
Исакова Галина Ивановна. Слёзы взрослых людей, страшное сообщение о нападении фашистской Германии на нашу страну – всё это не по фильмам и книгам знакомо Исаковой Галине Ивановне. Семилетней девочкой встретила она начало войны. Деревня Речка, где жила Галина Ивановна, находилась на Лужском рубеже, и она совершенно реально видела зарево пожарищ, стрельбу и вой вражеских самолётов. Видела Галина Ивановна и отступление наших солдат, и немецкую оккупацию. И даже в такое страшное время в декабре 1942 года в деревне открыли начальную школу. Галина Ивановна до сих пор помнит свою первую учительницу. Закончился первый учебный год, и девочке надолго пришлось распрощаться с учебниками. В районе началось партизанское движение. Днём в деревню приходили немцы, а ночью партизаны. Всё лето родители Галины Ивановны, рискуя жизнью, тайком, по ночам ходили в лес и рыли землянки. Дети, конечно, об этом ничего не знали. В крае началась насильственная массовая эвакуация мирного населения в Германию – поэтому переселение родителей Галины Ивановны к партизанам было своевременным. Но недолгим было проживание в уютных землянках – немцы окружили партизан, разгромили партизанское жильё, а всё мирное население согнали на поляну. Всех мужчин на глазах у деревни расстреляли. И снова отправка в концлагерь, и вновь побег мирных жителей к партизанам. Началась жизнь в холодных шалашах. Голод и страх от постоянных бомбёжек и преследования, потери близких людей. Помнит Галина Ивановна и последнюю страшную ночь – последнюю атаку немцев и днём встречу наших солдат. Возвращение в деревню, от которой осталось одно пепелище. Пройдя через весь ужас военной жизни, Галина Ивановна сохранила доброе, отзывчивое сердце и желание быть нужной своим маленьким ученикам, как её первая учительница. В настоящее время Галина Ивановна на заслуженном отдыхе. Но каждый день мы её видим в школе – она бабушка и водит внука в школу.
Васин Станислав Васильевич
Я был мальчиком голопятым, Но память навек сберегла Какая у нас в сорок пятом Большая Победа была.
Васин Станислав Васильевич. Настоящий мужчина, надёжный человек, любящий муж, отец, дедушка – именно такими достоинствами обладает Станислав Васильевич Васин. Ему было три года, когда началась война, житель Ленинграда, он с братом и родителями на лето был увезён в город Чудово. А дальше – война, которая разметала их в разные стороны – отец на фронте, мать в блокадном городе, а два братика в лагере, обнесенном колючей проволокой. Переплелись его детские воспоминания и воспоминания дедушки о том, что было в единый рассказ. Был в лагере старик, который делал деревянные ложки и дарил их заключённым, давал детям послушать карманные часы с боем – этого старика в лагере расстреляли. Была отправка в Ригу в услужение к немцу, жизнь в латышском хуторе. Именно в это тяжёлое время и формировался характер мальчика. Помнит он богатого латыша-хуторянина, который редко чем баловал своих подневольных работников, и помнит он дочь этого хозяина, которая очень часто подкармливала мальчиков. Не может забыть Станислав Васильевич и то, как немцы, ради забавы, стреляли в дедушку, идущего по полю. Военное детство – в нём часто были и игры военные. Мальчишки собирали оставшиеся после ухода немцев пулемёты, винтовки, гранаты. Опасные коллекции, опасные игры. Научившись заряжать винтовки, мальчишки играли в войну, и из этого чуть не случилось трагедии – старший брат только чудом не застрелил младшего. Отец Станислава Васильевича закончил войну в звании подполковника. Вот почему сын выбрал военную профессию и прослужил в армии с 1960 по 1984 года, закончив службу в звании майора. Но и уйдя на военную пенсию, Станислав Васильевич ещё 12 лет проработал военруком в Русско-Высоцкой школе, а затем в нашей Ропшинской школе. Он очень хорошо знает радиотехнику. Его заботливыми, умелыми руками исправлены не один десяток школьных приёмников, телевизоров, а теперь и компьютеров. Горелова Нина Ивановна
Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы.
Горелова Нина Ивановна, воспоминания Тот обстрел партизанского отряда в холодном октябре 1943 года запомнился Нине Ивановне Гореловой до мельчайших подробностей. 1943 год январь месяц, д. Ям-Тесово Лужский район, фронт подвинулся к нам на 8 км, немцы особо свирепствовали, установили комендантский час. Уходить из дома мы могли летом с восьми утра до шести вечера зимой, с рассвета до четырех часов дня. Осуждался расстрел или виселица у церкви. В основном сидели дома зимой вязали варежки и носки, шарфы для партизан, я научилась вязать не только это, но и шапку-ушанку, свитер, что пригодилось в жизни. Вязать меня учила бабушка, мама сына в концлагере у немцев в Луге, долго 1 год и 8 месяцев летом работали на участке, который выделил староста- сеяли зерно, овощи, все работали в ручную, но здесь не так было страшно, как в лагере, там жильцы обстреливали лагерь каждый день, не осталось и одного целого дерева, все макушки сбивали, а нас засыпало, да заваливало. Очень тяжелыми временами была зима 1943-1944 гг голод, холод, мы ходили по деревням и подбирали, то что даст нам жители и везде что-то да давали, от лагеря ходили побираться за 15-18 км, иногда и ночевали под деревом не дойдя до лагеря. Освободили нас 04.02.1944, а идти некуда, деревня вся сожжена и жили мы в землянках до марта1944г. Потом построили шалаши к только в 1947, мы вошли в дом, брёвна из леса за 2 зимы на санях навозили на себе, а строили всем миром. Маму в лагерь забрали за то, что она будучи зоотехником угнала колхозный скот 350 голов за линию фронта, кто-то предал её. Нас с бабушкой осталось четыре, старшая была я. В лагере сбор ягод, грибов, съедобных кореньев лежала на нас и заготовка дров для отопления землянок. Летом на озеро Белое, парни ходили ловить рыбу, это за 9 км от лагеря. Мы на одной стороне ловили рыбу, а немцы увидят нас с другого берега озера и начинали обстреливать нас, так мы потеряли двух ребят, похоронили их в яме у озера. Я каждый год, чтобы поклониться истинным героям, езжу за Лугу к памятнику ( Партизанской славы ), это памятник нашему отряду партизан Лужского и Ореденского района. Вечная им память. Деревня наша считалась партизанской, за годы оккупации немцы расстреляли 23 человека за связи с партизанами, хоть связаны были все. Вечная им память. Дети и женщины, все попрятались в землянках, и когда закончился обстрел, выйти из землянки было невозможно, её завалило землёй. Ночью партизаны разобрали завалы, глазам людей предстала ужасающая картина: деревья стоят без макушек, стволы деревьев расщеплены, по всей территории лагеря воронки от разрывов снарядов. Вот такой эпизод сохранился в памяти Нины Ивановны. Шли годы и жестокая суть правды войны и желание проанализировать произошедшее предначертали Нине Ивановне стать учителем истории. Многие годы она преподавала в Ропшинской школе. В 2005 году Нина Ивановна ушла на пенсию, но и сейчас она не на отдыхе. Энергичная, инициативная и очень неравнодушная к людским судьбам - она возглавляет Совет ветеранов Ропшинского поселения. Она частый гость нашей школы, организатор встреч с ветеранами войны.
Кипарисова Зоя Павловна
Не считаю себя образцом, Далеко не считаю, Но одно отличаю: Не была в жизни частным лицом, Ибо горе и счастье людей, Ибо горе и счастье России Не сегодня, а в детстве впервые Стали личной судьбою моей.
Строчки этого стихотворения очень точно отражают судьбу ещё одного педагога – Кипарисовой Зои Павловны. Её детство и отрочество прошли под знаком двух трагических событий: массовых репрессий и Великой Отечественной войны. В марте 1938 года был арестован отец Зои Павловны, погибший в Гулаге, а семью отправили в ссылку в Сибирь. Войну Зоя Павловна встретила тринадцатилетней девочкой. В школе, где она училась, разместился госпиталь, и Зоя Павловна вместе со своей подругой работала там санитаркой после школьных уроков. Но и в этой суровой, совсем не детской жизни, когда девочка видела страдания взрослых, голод близких людей, были маленькие радости. В честь окончания седьмого класса классный руководитель организовала для учеников праздник. Где-то достала муки, напекла лепёшек, заварила морковный чай. Многие из ребят пришли на этот праздник босиком, а сажей из печки на босых ногах нарисовали себе обувь. Но ребята не унывали, им было очень весело и сыто. А ещё помнит Зоя Павловна свои деревянные босоножки, которые в самый неподходящий момент могли расколоться пополам. Как вспоминает она – люди той поры, того поколения, невзирая на огромные трудности, были очень доброжелательны, и это спасало людей от отчаяния. 9 мая 1945 года начиналось в Сибири серым хмурым утром. И вдруг тишину утра прорезал истошный громкий женский крик: «Победа». Люди выскакивали из своих жилищ и видели женщину, бегущую по берегу реку и кричащую такое долгожданное, выстраданное слово «Победа». Зоя Павловна говорит, что с той поры слово «Победа» ассоциируется с образом той простой, русской женщины. Сейчас Зоя Павловна на заслуженном отдыхе. Но свою связь со школой, она не прерывает. Являясь внештатным корреспондентом газеты «Балтийский луч», она часто свои публикации посвящает школьным делам. Эти маленькие эссе о фрагментах судеб учителей Ропшинской школы, на долю которых выпало не понаслышке узнать и понять это страшное слово «война».
Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война. Ведь эта память – наша совесть, Она, как сила, нам нужна.
В историях этих судеб хотелось ответить на один, очень важный вопрос: «Откуда мы идём?». А идём мы из детства. Очень бы хотелось, чтобы оно у всех вас было безоблачным, а значит очень солнечным и радостным. Помните! Патриотизм начинается с малого: с любви к своему дому, школе, людям, которые вас окружают и только тогда он перерастает в гордость и уважение к своей Родине, её прошлому и настоящему.
Материалы взяты Из альманаха "Ропша XX век" | |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |